Содержание профиля: Основная часть населения Самарской области в повседневной жизни вынуждена сталкиваться с социальными, социально-экономическими, социально-психологическими и личностными проблемами. Обострилась проблема инвалидности, растут показатели инвалидизации населения. Демографическая ситуация характеризуется диспропорцией полов, высоким уровнем разводов, ростом количества неполных семей и другими негативными чертами.
Перечисленные особенности Самарской области определяют потребность в специалистах, способных в рамках своей компетентности профессионально участвовать в разрешении социальных проблем, с которыми сталкивается население, участвовать в создании условий для развития личностного потенциала граждан и активизации их жизненных ресурсов.
Органы исполнительной власти Самарской области осуществляют систему мер по социальной защите населения, прежде всего категорий граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки: людей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, беженцев и вынужденных переселенцев, безработных граждан, малообеспеченных граждан, заключенных и бывших заключенных и других групп населения. В Самарской области система социальной защиты включает разветвленную сеть учреждений, включая Управления социальной защиты и обслуживания населения, социально-реабилитационные центры, пансионаты для граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья, специальные дома для одиноких пожилых граждан и одиноких супружеских пар и другие учреждения.
Стратегия реализации семейной политики в Самарской области заключается в актуализации позитивного жизненного потенциала каждой семьи. Основная цель семейной политики в Самарской области – профилактика негативных и поддержка позитивных процессов. Для достижения этой цели создана сеть учреждений по оказанию социальной и социально-психологической помощи семье: комитеты по охране материнства и детства, центры «Семья», кризисные стационары для женщин и детей, социальные гостиницы и приюты.
C целью подготовки студента к решению вышеназванных задач в программу подготовки бакалавра социальной работы включены дисциплины «Основы экономики», «Культурология», «Основы социального государства и гражданского общества», «Социозащитные практики», «Философия прав человека». Изучая перечисленные дисциплины, студенты формируют представления об экономических и социокультурных макроусловиях и нормативно-правовой основе своей будущей профессиональной деятельности.
Многонациональный состав населения Самарской области, многообразие этнических стереотипов поведения предполагает формирование у студентов способности адекватного профессионального реагирования на особенности поведения, оценок и восприятия социальных явлений представителями различных этнических групп. Эти задачи решаются в процессе изучения курсов «Культурология», «Искусство общения», «Психология».
Необходимость использования в профессиональной деятельности бакалавра социальной работы нормативно-законодательных актов, владения гражданским, семейным, трудовым, административным и экологическим правом определяет включение курса «Социозащитные практики», «Правовое обеспечение социальной работы».
Широкое использование технических и программных средств реализации информационных процессов, а также необходимость доступа к различным источникам информации через интернет нашли свое отражение в содержании курсов «Компьютерный практикум», «Информационные технологии в социальной работе».
Полидисциплинарный характер деятельности бакалавра социальной работы требует знаний возрастных особенностей физиологии, психофизиологических и социальных аспектов адаптации и дезадаптации человека. В связи с этим в программу подготовки студентов включены дисциплины «Биологические и социальные аспекты адаптации», «Возрастная физиология».
Рост социальной напряженности в обществе, социально-экономическое расслоение общества, снижение стабильности семьи как важнейшего института социализации требуют от бакалавра в области социальной работы навыков работы с людьми с различными видами агрессивного и отклоняющегося поведения, знания норм, критериев и условий нормального развития. Необходимые для этого знания, умения и навыки студенты приобретают в процессе изучения курсов «Психотерапия в социальной работе», «Конфликтология в социальной работе».
Помимо содержательного аспекта своей деятельности бакалавр социальной работы должен обладать необходимыми организационными навыками как на уровне управления организации и группами людей, так и на уровне управления отношениями в диаде. Необходимые для этого знания студенты усваивают на занятиях по дисциплине «Управление в социальной работе», «Организация, управление и администрирование в социальной работе».
Возможности продолжения образования.
Бакалавр социальной работы, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа квалификации (степень) «бакалавр», подготовлен для продолжения образования по направлению 040400 Социальная работа квалификация (степень) «магистр».
Название базовых курсов, читаемых в рамках профиля:
«Искусство общения», «Эмоциональная саморегуляция бакалавра социальной работы», «Психология социальной работы», «Психотерапия в социальной работе», «Конфликтология в социальной работе», «Этические основы социальной работы», «Стратегии обеспечения здоровья человека», «Психогигиена и психопрофилактика бакалавра социальной работы», «Охрана здоровья в системе социально-медицинской работы», «Экономические основы социальной работы», «Управление в социальной работе», «Модели коммуникаций в современном информационном обществе», «Философия прав человека», «Социальное партнерство в системе социальной защиты населения», «Социозащитные практики», «Технологии социальной работы», «Теория социальной работы», «Семьеведение», «Социальная работа с молодежью», «Занятость населения и ее регулирование» и др.
Места (фактические или планируемые) прохождения практики студентами, обучающимися на профиле (названия предприятий, организаций, учреждений) и места, где уже работают выпускники.
Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: государственную службу занятости; федеральную государственную миграционную службу; пенитенциарную систему; предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); силовые структуры; систему образования; систему пенсионного обеспечения; систему социальной защиты.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» являются: отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации; специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, пенсионного обеспечения, социально ориентированный бизнес.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» являются: отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; общественные организации.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная.
. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
социально-технологическая деятельность:
исследовательская деятельность:
организационно-управленческая деятельность:
социально-проектная деятельность:
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
социально-технологическая деятельность:
исследовательская деятельность:
организационно-управленческая деятельность:
социально-проектная деятельность:
Руководитель профилем, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы, профессор Людмила Васильевна Куриленко: e-mail: srludmila@mail.ru, телефон рабочий: 337-99-20