Сборник научных статей и обзоров, который находится сейчас в Ваших руках, уважаемый читатель, посвящен памяти профессора А.Д. Ершова /1912-1981/ и составлен его друзьями, сотрудниками и учениками. Тематика статей отражает не только научные интересы их авторов, но и тот широкий диапазон, который отличал самого Алексея Даниловича, - составители и редакция старались представить в сборнике также и его научное лицо.
Алексей Данилович Ершов был разносторонним физиком – теоретиком и выдающимся педагогом – эти две стороны его деятельности нельзя оторвать одну от другой. Еще студентов Томского университета в возрасте 23 лет он публикует в одном из ведущих физических журналов того времени – Zeitschrift furPhysik – свою первую научную работу о вычислении энергии кристалла алмаза. Позже, уже в зрелом возрасте, он неоднократно возвращался к задачам из области квантовой химии, отдавая этим дань как своим юношеским увлечениям, так и запросам своих друзей и коллег – химиков.
Другое направление, которое пронизывает его работы многих лет – это квантовая теория частиц и полей. В одной из пионерских работ по применению метода вторичного квантования он рассматривает уравнения Прока и убеждается в том, что они квантуются по бозевским перестановочным соотношениям. Эта работа вслед за известной статьей Паули и Вайскопфа о квантовании скалярного уравнения Клейна – Гордона может рассматриваться как одна из ступеней на пути к общей формулировке теоремы о связи спина и статистики.
Для научного творчества А.Д. Ершова характерно использование глубоких аналогий между, казалось бы, далёкими областями знания- эрудиция в квантовой химии подсказала ему новый по тем временам подход к обменной природе ядерных сил, так что наряду с силами Гейзенберга и Майорана появились обменные силы Ершова / их изучал также Бартлетт/.
В послевоенные годы всё большее место в деятельности А.Д. Ершова начинает занимать педагогическая работа. С 1951 года на протяжении тридцати лет он заведует кафедрами общей и теоретической физики в Астраханском педагогическом институте, Дальневосточном и Куйбышевском университетах. Будучи первоклассным лектором, он приобщает к физике молодых слушателей, доносит до них «живую прелесть» физической науки с её многообразным фактам и неожиданным связями, пронизывающими буквально все этажи этого величественного здания. Читая курс общей физики, проф. Ершов делал это живо, непринужденно, просто, красиво, не перегружая изложение расчётами, а демонстрируя существо физических явлений, подводил своих студентов к пониманию того, что наиболее глубокое овладение физической наукой требует теоретического подхода- в результате этого студенты с нетерпением ожидали курсы теоретического цикла, ведь именно в них получала своё завершение та драма идей, к которой они прикоснулись. Ряд теоретических и, в частности, специальных курсов А.Д.Ершов разрабатывает и читает в своём ключе, своей оригинальной трактовке. Напомним, что уже в 40-х гг. он читал спецкурс по теории Дирака для теоретиков, специализирующихся в области квантовой теории поля.
Деятельный характер А.Д.Ершова не позволял ему ограничиваться в преподавании только изложением установившихся результатов- много времени он отдавал работе в научных семинарах, предназначенных для преподавательского коллектива, которые он сам организовывал и которыми руководил. Здесь обсуждались все научные новинки: в конце 40-х гг. это были статьи Феймана по квантовой электродинамики /причём к докладам перед преподавателями были привлечены студенты старших курсов/, работы по проблеме нейтрального мезона /нейтретто/ и др. Большой интерес, которая проявляла физическая общественность к философским проблемам своей науки, к осмыслению нарастающего потока открытий, был присущ и Алексею Даниловичу- это нашло отражение не только в тематике докладов на семинарах, но и многочисленных статьях, написанных и опубликованных им в русле философской тематике.
В последние годы проф. Ершов основное внимание уделял методическим проблемам преподавания в высшей школе, передаче своего богатого многолетнего опыта- он написал целую серию учебных пособий по общей и теоретической физики, был редактором ряда сборников по этой тематике, принимал активное участие в разработке минВУЗом СССР новых программ и учебных планов. Значение этой работы огромно, поскольку на её основе организуется вся система воспроизводства научных и педагогических кадров страны. В наше время научно-технической революцией вряд ли следует доказывать важность кадрового обеспечения квалифицированными специалистами не только учреждений науки и образования, но и важнейших отраслей народного хозяйства, использующих новейшие достижения физики.
Я надеюсь, что предлагаемый вниманию читателей сборник отражает научные интересы и устремление дорогого всем авторам Алексея Даниловича Ершова и хоть в какой-то, пусть малой степени, поможет воспроизвести его яркий образ.
Проф. Я.И. Грановск