Заседание Учёного совета университета 28 ноября 2014 года 04 декабря 2014 г., 09:47
Перед началом заседания исполняющий обязанности ректора профессор И. К. Андрончев вручил почётную грамоту Российского гуманитарного научного фонда заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору философских наук, профессору Владимиру Александровичу Коневу. На повестке дня заседания Учёного совета стоял основной вопрос: «О переходе на обучение по федеральному государственному стандарту высшего образования направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре». Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Л. А. Круглова в своём докладе сообщила, что с 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и система подготовки научно-педагогических кадров изменилась. До 1 сентября 2013 года аспиранты обучались по программам послевузовского образования, сейчас – по программам третьего уровня высшего образования; программа послевузовского образования не содержала ГИА, документ о получении образования в аспирантуре не выдавался, сейчас программа третьего уровня высшего образования завершается ГИА, выдаётся документ о получении образования в аспирантуре и присваивается квалификация; целью подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре была подготовка и защита диссертации, сейчас – подготовка к защите диссертации и обеспечение выпускнику требуемых компетенций.
Документами, регулирующими реализацию программы аспирантуры, являются ФГОСы.
Для реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возникают задачи обновления нормативной базы СамГУ. Требования к структуре программ аспирантуры по ФГОС:
● на образовательную составляющую – 30 зачётных единиц;
● на практику и научно-исследовательскую работу:
- для обучающихся 3 года – 141 ЗЕТ,
- для обучающихся 4 года – 201 ЗЕТ.
● на ГИА – 9 ЗЕТ.
Главная роль в подготовке аспирантов принадлежит, как и раньше, научному руководителю. Подготовка аспиранта как будущего преподавателя доверяется соответствующим профессионалам – педагогам, психологам, философам. Требованиями к результатам освоения программ аспирантуры по ФГОСам являются получаемые в результате обучения компетенции, прописанные в стандартах:
● универсальные – единые на весь уровень аспирантуры;
● общепрофессиональные – по направлению;
● профессиональные – определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры, разрабатываемые кафедрой.
Согласно учебным планам, необходимо сформировать основные образовательные программы и их составляющие: рабочие программы дисциплин, практики, учебно-методические комплексы по дисциплинам, ведомости, документацию по организации самостоятельной работы аспирантов и так далее.
По данному вопросу Учёным советом единогласно принято решение.
В разделе «Разное» рассмотрены вопросы:
- Об изменении сроков обучения в Тольяттинском филиале Самарского государственного университета.
Об утверждении формы государственной итоговой аттестации бакалавра по направлению подготовки «юриспруденция».
- Об утверждении Положения о научном руководстве/консультировании диссертационными исследованиями на соискание учёной степени кандидата и доктора наук в СамГУ; Положения о научно-исследовательском семинаре в СамГУ; Положение о порядке отчисления, восстановления и перевода в аспирантуре.
- О вхождении Самарского государственного университета в межвузовский научный образовательный центр «Биомедицинские технологии и системы».
- О перечне образовательных программ, подлежащих выводу из лицензии СамГУ.
Е. А. Стенькина, учёный секретарь СамГУ
Фото: Ольга Скрябина